Русские (украинцы и белорусы) относятся к загадочной финно-угорской группе, славяне – к индоевропейской, но русские (украинцы и белорусы) – славяне... непонятно). Тем более, непонятно, почему Москва переводится с финно угорского, когда Москва (казалось бы, неудобное место для столицы, но для храма вполне) – это красное место, место поклонения, скрытое святое место, мечеть. Но, давайте по-порядку. В Москве, как нигде в другом городе, можно обнаружить множество древних языческих (культ предков – у славян не было богов в нашем понимании) святилищ. Эти места долгое время хранили древние традиции наших предков.
Первое поселение в Москве
Согласно средневековым легендам, первое поселение в Москве было основано на месте слияния рек Москвы и Яузы, на Красном холме. Существует множество свидетельств того, что здесь находилось святилище. Красный холм также носил название Болванова гора, а старая часть Верхней Радищевской улицы была известна как Болвановка. Это древнее название упоминается в летописи за 1380 год в связи с выступлением русских войск на Мамая. Болванами называли идолов, и наличие такого топонима можно рассматривать как доказательство существования языческого культа в этом месте.
Часто эту возвышенность называли Швивая горка. В летописях упоминается слово «вшивая», а также трава «ушва». Иногда вспоминают о живших здесь швецах. Однако если обратить внимание на корень «сва», который есть в слове «свет», можно предположить, что Швивая (Свивая) горка означает «солнечная» или даже «священная» горка. Это совпадает с названием «Красная», поэтому можно предположить, что Красный холм и Швивая горка – это синонимы.
Также эту местность называли Чигасы. По мнению В. И. Даля, древнее слово «чигас» означает «огонь». Можно предположить, что в этих чигасах-огнях сохранились воспоминания о священных языческих кострах, которые зажигали в период подъёма солнца (с Коляды на Купалу).
В 1649 году царь Алексей Михайлович, обращаясь к воеводе Шуйскому, с беспокойством описывал языческие гуляния, которые проходили 22 декабря. Люди прославляли Коляду, Усеня и «плугу», а вокруг звучали песни скоморохов. Даже священники и монахи не могли устоять перед всеобщим весельем, и, по словам царя, даже пили. Эти гуляния охватывали всю территорию тогдашней Москвы — от Кремля до Белого и Земляного города. Такая живучесть традиций объяснялась тем, что Москва была основана на месте, где ранее находилось множество святилищ. Это был единый священный комплекс площадью около 8 квадратных километров, который был построен в форме изображения законов мирового Коловращения.
Существует две версии о местонахождении капища на Красном холме
Первая версия – это церковь Никиты во дворе дома на Котельнической набережной. Впервые о ней упомянули в 1476 году, когда большая дуга света «уперлась» в храм. В 1533 году произошло необычное событие – в храм ударила молния, и она попала в алтарь. В 1997 году при раскопках рядом с церковью Никиты были найдены уникальные глиняные статуэтки. Среди них было изображение мужчины с ярко выраженным «органом», всадника верхом на чёрте, обнажённой женщины с ребёнком у ног и обнажённого мужчины с волчьей головой и бубном в руках. Эти статуэтки были датированы археологами XIV веком, то есть периодом, когда Красный холм только начинал заселяться.
Вторая версия – это место пересечения Таганской улицы и Товарищеского переулка. Это самая высокая точка Красного холма, и ранее это место называлось «Болваны». Какому божеству могло быть посвящено капище на Красном холме? «Красными» называли возвышенности, на которых отмечали весенние праздники. Поэтому можно предположить, что святилище было посвящено божествам весны, утра и молодости. Таким богом был Ярила, и не исключено, что именно ему поклонялись в этом месте.
Территория нынешнего Кремля была местом проведения купальских праздников. Об этом свидетельствует тот факт, что здесь был построен первый московский храм – деревянная церковь Иоанна Предтечи. Этот святой не был самым главным в христианском «пантеоне», но у него была особенность – он стал преемником славянского языческого бога Купалы.
Известно, что в первые века христианства на Руси было принято строить храмы на месте языческих капищ, стараясь сохранить их «смысловую наполненность». Поэтому можно предположить, что здесь было купальское святилище.
Мыс Боровицкого холма был первоначальной площадью Москвы, его площадь составляла чуть больше одного гектара. Нет единого мнения о том, было ли здесь поселение или святилище, но известно, что в центре этой территории находился священный камень. Очевидцы описывали его как «четырёхгранный известковой породы длиной почти в аршин». Именно над ним была построена упомянутая церковь Иоанна Предтечи. Камень был вписан в церковный алтарь, и первые московские христиане с уважением относились к этой древней святыне.
В 1461 году по указу правителя Василия III пришедшее в негодность церковное строение было перестроено из дерева в камень. При этом священный камень не был перемещён, а остался на своём месте. Он продолжал находиться в церкви вплоть до XIX столетия и пользовался особым почтением как место, где происходили чудеса.
В 1847 году по личному приказу митрополита Филарета были уничтожены древнейшая церковь и священный камень. Это произошло в одну ночь. Во время сноса под алтарём были обнаружены останки животных: лошадиный череп, коровьи и бычьи кости. Эти находки были восприняты как останки жертвенных животных.
Почитатели старины выразили своё возмущение, но Филарет ответил им: «Простите меня, но я поклоняюсь древним иконам и святыням, а не камням, которые остались от Василия Тёмного». Таким образом, святейший совершил преступление против культуры своей страны. Если задуматься, то можно понять, что Камень был сердцем, вокруг которого образовалось поселение на Боровицком холме, а затем и вся Москва, и вся Московская Русь. Погибший Камень был святыней национального значения.
На юге Красной площади, на Лобном месте, также проводились обряды. Это место считалось особенным.
Чертолье
К западу от Кремля располагался район, который назывался Чертолье. В этом месте было много географических названий, имеющих языческое происхождение: Чертолье, Чертольские улицы, ручей Черторый, Волхонка, Власьева слобода и два Власьевских переулка. Тот, кто исповедует традиционную веру своих предков, легко заметит языческое происхождение этих названий. В христианские времена всё, что было связано с язычеством, ассоциировалось с чёртом.
Волх – это одно из имён бога земли и подземелий Велеса. Святой Власий – это преемник Велеса в христианской традиции.
Сивцев Вражек также имеет языческие корни. Вражками на московском диалекте называли овраги. В нашем случае это овраг ручья Черторыя, который берёт своё начало где-то у здания Министерства иностранных дел и впадает в Москву-реку у храма Христа Спасителя.
А что означает Сивцев? Вспомним русскую поговорку: «Бурка на горку, Сивка под горку». Она упоминается, когда тает снег в начале весны. А когда выпадает снег и приходит зима, говорят наоборот: «Сивка на горку, Бурка под горку».
Сивка и Бурка – это цвета земной поверхности в соответствующее время года (зимой – белый, летом – тёмно-коричневый). Они символизируют соответствующие божественные проявления, поэтому «сивый» в своё время означало зиму. А зима – это время, когда власть над миром переходит к богам подземелья. Таким образом, название Сивцев Вражек и другие перечисленные названия связаны со стихией бога земли и подземелий Велесом. Именно этот бог почитался в этой местности. На Велеса косвенно указывает упоминание чёрта в названии Чертолье. Дело в том, что фольклорный чёрт обычно живёт в болоте, а урочища, которые называются чертовыми, также обычно являются болотистыми. Болото – это зона хтонических богов, в том числе Велеса.
Сохранились легенды, напоминающие изменённые мифы о чертях как слугах или воплощениях Велеса, и многие научные исследования подтверждают это. Где же находилось святилище Велеса? Средневековая повесть «Сказание о построении града Ярославля» описывает одно из капищ Велеса. Оно находится на дне лощины (что естественно, ведь здесь почитается бог подземелий), мимо него прогоняют скот на пастбище (известно также, что Велес — покровитель скота). Похоже, что в «Повести» описано типичное капище Велеса. Опираясь на это описание, мы можем попытаться найти его в местности Чертолья.
В окрестностях Москвы есть ещё одно место, которое может претендовать на роль Чертольского капища – это место впадения Черторыя в Москва-реку. Это место известно как «проклятое место», и его история полна трагических событий. Здесь всегда строились храмы, но у всех них была недолгая и печальная судьба. Два монастыря, которые были построены в древности, взорванный первый храм Христа Спасителя, Дворец советов, который был разрушен, и плавательный бассейн «Москва» – все эти сооружения были связаны с этим местом и имели свою трагическую историю.
Врата в царство Велеса
Название «Черторый» происходит от слова «чертоги», что означает «врата в царство Велеса», то есть мир духов, которые бродят в Яви. Исток ручья должен был быть окружён святилищем, где горел огонь.
В древности существовало понятие «сакральная пара», которое описывает тип священного места. В Москве есть несколько таких мест: языческие святилища в Кунцево, Коломенском и на изгибе реки у Воробьёвых гор. Эти места представляют собой пару капищ, расположенных на противоположных берегах реки. Если река изгибается, то на берегу образуется высокий «обнимающий» берег и «обнимаемый» заливной луг. На них располагаются «мужское» и «женское» святилища.
Боровицкий холм и Замоскворечье идеально подходят под определение «сакральной пары». На холме, как мы уже говорили, существовало «мужское» купальное святилище, а за рекой, возможно, находилось место почитания женского божества.
Название улицы Пятницкая указывает на женское божество. Параскева Пятница заменила языческую Макошь – великую Мать, богиню смерти и рождения. На улице стоит церковь Параскевы Пятницы, которая имеет статус «прощной», а по этнографическим свидетельствам Афанасьева А.Н. и Максимова С.В. «прощами» назывались места поклонения Земле.
В христианские времена слово «проща» стало означать прощение, и в таких церквах можно было получить прощение, снять и оставить грехи, исцелиться, как бы родившись заново. Таким образом, действия «прощи» повторяли действия Богини-Матери. В Москве было всего три «прощи», две из которых находились в Чертолье. На севере и востоке города таких мест не было.
В Замоскворечье находится Болотная площадь – место казней. Впоследствии казни были отменены, но по традиции осуждённых привозили на Болото для своеобразной гражданской казни. Традицию казней в этом месте можно объяснить тем, что оно связано с хтоническими богами, которые не только способствуют рождению, но и смерти.
Бог Красного холма – это бог весны, утра и молодого организма. Празднества этого бога (назовём его Ярилой) отмечались весной и в них участвовала преимущественно молодёжь. Купала – бог, соответствующий максимальному подъёму солнца и жизненных сил природы. Он – бог зрелости. Купальские праздники отмечаются в середине года, когда год достигает своего пика.
Велес – бог земли. Он собирает урожай, он плодороден и обилен, но в то же время связан со смертью. Дни осени – время почитания Велеса – ведут к зиме, как пожилой человек движется к смерти.
Состарившийся человек умирает и переходит под власть подземных богов, среди которых упомянутая Макошь. Жизненные силы природы угасают осенью и уходят под землю. Солнце уходит, оставляя мир во власти ночи. Воцаряется смерть. Но земля переваривает жизненную материю и подготавливает её к возрождению в новом виде.
Капища Москвы можно рассматривать, как Московский Круг. В каждом из участков Круга (Коло) проводились мистерии, соответствующие времени года или человеческому возрасту: на Красном холме – весенние мистерии и обряды, связанные с взрослением детей и молодёжи, на Боровицком холме – мистерии лета и так далее. Также были возможны мистерии, включающие все точки одновременно. С высокого Красного холма открывается вид на Боровицкий холм, Замоскворечье и Чертолье.