Несостоятельность Норманской теории

История

Несостоятельность Норманской теории

Сегодня, как никогда, актуально знать настоящую историю нашего государства. Подмени прошлое у народа и им можно управлять. Потому опровержение ошибочных мнений о том, что государственность на нашу земли принесли иноземцы и правили Россией вплоть до революции 1917 года, что образовалось оно у нас только с приходом Рюрика и до того здесь ходили все в шкурах и жили в землянках, считаю особенно важным. Тем более странно, что «Повесть временных лет» многими цитировалась с чужих слов и не рассматривалась лично.

Долгое время почему-то именно Норманская [ком.1] теория призвания Рюрика на Русь считалась единственно верной, несмотря на возражение многих выдающихся историков и ученых (одним из которых был Михаил Васильевич Ломоносов).

Напомним, что Норманская теория – это комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы (т.е. «варяги»), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности, народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами), а Рюрик является датским конунгом (прототип Рёрика Ютландского).

Норманисты опираются на «Повесть временных лет» и такие строки из него:

«Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ.»

«Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи (шведы), другие же норманны, англы, иные готы, так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет.»

 Основная часть

Образование российского государства датировано 862 годом. Именно тогда по приглашению народов Восточной Европы Рюрик пришел на славянские земли, объединил все племена под своей властью и навеки вписал свое имя в историю российского государства.

Но «Повесть временных лет» говорит нам:

«В лѣто 6360, индикта 15, наченшю Михаилу цесарьствовати, нача ся прозывати Руская земля. О семъ бо увѣдахом, яко при сем цесари приходиша Русь на Цесарьград, якоже писашеть в лѣтописании грѣцком.»

«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград (Константинополь, Византия), как пишется об этом в летописании греческом.»

Так ли все это было на самом деле; кто такой Рюрик и как он выглядел; откуда он пришел и кем был по происхождению, – давайте разбираться.

Само по себе появление Рюрика на славянских землях было обусловлено определенной формой общественного договора. Факты, говорят нам о том, что Рюрик был призван в качестве наемного правителя, он был ограничен в своих правах. Т.е. своего рода, наемный менеджер, у которого были определенные обязанности – сбор дани, защита от внешних врагов, урегулирование внутренних конфликтов.

Первое, что сделал Рюрик – это ввел общие правила (которые потом прописались в «Русской правде», первое письменное право Руси, законы, действовавшие с 11 до 17 века) и определил границы Руси

Норманист, профессор института всеобщей истории РАН Елена Мельникова говорит:

«Рюриков, так называемых, Рёриков мы знаем очень много и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании. Т.е. это обще-скандинавское имя, достаточно распространенное в 9, 10 и 11 веке. Каких-либо весомых доказательств в пользу того, что Рюрик славянин просто нету…»

Антинорманист, доктор исторических наук Андрей Сахаров говорит:

«Я уверен, что нет никаких реальных фактов, говорящих о том, что Рюрик был скандинавом. Что касается имени Рюрика, то на древнеславянском языке – это «сокол», которое было распространено в этих районах. К тому же, имя «русь» в Скандинавии никогда не было известно…»

Сокол был и на гербе и на щите Рюрика, а сейчас на гербе Украины.

Идентификация Рюрика при помощи генетики также дала неоднозначный ответ. Выборка родственников Рюрика по мужской линии показала почти на равных две гапла-группы N1C1 (обобщенно, западная Европа) и R1A1 (обобщенно, Россия), что, по моему мнению, ничего не доказывает, потому что, родство, так называемых, потомков недоказуемо и сомнительно и живут они все на Западе, а останки Рюрика, по которым можно точно установить место рождения, так и не найдены.

Несостоятельность Норманской теории

Рюрик (830-879 гг.) и Рёрик Ютландский (810-882 гг.)

Согласно «Повести временных лет» ильменские славяне – чудь, весь и кривичи, устав от междоусобиц, призвали из варяжского заморья Рюрика (примерно, 830-879 гг.) с братьями Синеус и Трувор. Рюрик, по идее, был фигурой крупной и должен был быть известен и за пределами славянского мира. Впрочем, в то же время на страницах европейских хроник мелькает Рёрик Ютландский (примерно, 810-882 гг.).

Возможно ли, что это один и тот же персонаж? Что мы знаем о Рюрике?

То, что он пришел с братьями на славянские земли в 862 году. Что он является сыном Умилы и внуком новгородского князя Гостомысла (князя союза ободритов).

Что мы знаем о Рёрике Ютландском – это наиболее успешный датский конунг на службе у Каролингов. 841-873 гг. он фигурирует во Франкских хрониках, как правитель Фризских земель. Во всяком случае, активный период его жизни совпадает с «нашим» РюрикомС другой стороны европейские источники, достаточно подробно описывающие многие его деяния, ни разу не обмолвились, что он основал российское государство. И вообще, нигде не упоминается Гардарика (так скандинавы называли русские земли – «страна городов»).

Конунг Рёрик принадлежал к династии Скьёльдунгов. Это один из королевских датских родов, родословная которого восходит к самому Одину. Родился Рёрик, предположительно, после 810 года, а значит, на момент призвания варягов ему было, как минимум, 52 года, что уже довольно много по тем временам. А рождение Игоря тогда вообще приходится на 70 лет, если не больше.

В молодости Рёрик со своим дядей Харальдом были изгнаны из Ютландии и жили грабежом фризских берегов. Они выступили на стороне Лотаря против его отца Людовика I Благочестивого, а после смерти Людовика были вознаграждены уделами в земле фризов. В начале 840-х годов резиденцией Рёрика служил остров Виринген, а его дядя обосновался на Вальхерене. Богатый город Дорестад, похоже, находился в их совместном владении.

После заключения с братьями Верденского мира (843 г.) Лотарь, по-видимому, избавился от необходимости держать в Дорестаде норманнских наемников. В 844 году Рёрик с дядей были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался. Рёрик бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы.

В 850 году Рёрик при содействии своего двоюродного брата Годфреда Харальдсона отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. По совету приближённых Лотарь пошёл с ним на мир с условием, что Рёрик будет ограждать северные земли Лотаря от набегов датчан.

В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рёрик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну.

Вмешательство в датские дела было неудачным. Три года спустя анналы сообщают о его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер – возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю.

В 867 году, это спустя 5 лет после призвания варягов, Рёрик был изгнан из Ютландии, в результате конфликта с местным населением, но спустя три года он возвращает прежние владения. Рёрик умер до 882 года.

В начале 870-х годов Рёрик встречается с Карлом Лысым, но в это время, судя по русским летописям, он (если приравниваем к Рюрику) уже княжит на Руси. Управлять землями во Фрисландии и в Гардарике одновременно он точно не мог.

Вся жизнь Рёрика Ютландского связана с борьбой за Фризские земли, и не видно, чтобы он проявлял хоть малейший интерес к землям новгородских славян.

На всем своем жизненном пути он представляется то пиратом, то вассалом франкских королей, защищающий христианский запад от пиратских набегов; он, то принимает христианство, то, спустя какое-то время, грабит монастыри и гремит его слава, как «язва христианства», является организатором чуть ли не всех главных набегов викингов на западную Европу; бродяга и авантюрист или выдающийся государственный деятель.

Вывод:

Рёрик и Рюрик – это разные персонажи истории с совершенно разными судьбами, дороги которых даже не пересекаются. Ну, если только где-то в начале, на острове Рюген или Варяжском море, где Рёрик – викинг, а Рюрик – варяг.

Несостоятельность Норманской теории

Гостомысл

Имя Гостомысла, то ли князя, то ли старейшины ильменских славян, князя ободритских племен, отца Умилы, легендарной матери легендарного Рюрика, звучит, как представляется современному сознанию, из самой глубины первоначальных времен древнерусской истории. Кем же был этот персонаж?

Впервые Гостомысл появляется в Новгородской первой летописи не ранее XV века. Упомянут он в Воскресенской летописи XVI столетия. Русским читателям имя Гостомысла было известно также по «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», ранние списки которого датируются XVI веком. И, наконец, историю Гостомысла излагает так называемая Иоакимовская летопись, известная сегодня исключительно по пересказу Татищева.

В общих чертах имя Гостомысла в этих источниках связано с призванием варягов. В первой Новгородской летописи его называют новгородским старейшиной. В Воскресенской летописи речь идет о том, что призвание Рюрика и его братьев произошло по совету умирающего Гостомысла, который созвал к себе новгородцев и сказал им:

«Советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ».

Наконец, Иоакимовскмя летопись, изложенная Татищевым, сообщает, что Гостомысл, у которого не было сыновей, а были три дочери, выданные им замуж за соседних князей, однажды увидел во сне, что из чрева его дочери Умилы выросло огромное дерево. Волхвы истолковали его сон таким образом, что от наследника Умилы произойдет могучая династия. Тогда Гостомысл и распорядился призвать на княжение в Новгород сына Умилы, своего внука Рюрика. Об этом же повествует и «Сказание о Словене и Русе».

Легенда о Гостомысле и призвании варягов опирается на некие реальные, хоть и скрытые от нас толщей времен факты и обстоятельства. Сомнения в существовании Гостомысла высказывали большинство русских историков, начиная с Карамзина (который почему-то был на стороне норманистов и вообще был сторонником германского происхождения всех правителей российского государства, что подтверждает его «История государства российского»!).

Однако, имя Гостомысл хорошо известно историкам из западноевропейских источников. Гостомыслом звали вождя западнославянского племени венедов, который погиб в 844 году в сражении против короля Людовика II Немецкого.

Об этом факте упоминают Ксантенский и Фульдский анналы. И само имя Гостомысл совершенно нехарактерно для восточнославянской традиции и, напротив, вполне органично для западнославянской.

Археологические изыскания показывают, что в VIII-IX веках в ранних новгородских и ладожских слоях несомненно присутствие предметов и посуды западнославянского типа. В связи с этим ряд ученых – Овчарев, Азбелев – считают, что появление имени Гостомысла в русских источниках связано с проникновением западнославянского элемента на земли Приильменья. Азбелев вообще полагает вероятной версию о том, что вождь венедов Гостомысл не был убит, а смог бежать в восточнославянские земли и вошел в новгородский эпос как родоначальник династии, пришедшей из-за моря.

Академик Рыбаков имя Гостомысла расшифровывал таким образом: «гость + мыслить», то есть человек, который мыслит подобно гостям, чужакам, призывая на правление варягов.

Вывод:

В этом ключе, Рюрик из варяга-скандинава превращается в представителя славянского племени, обитавшего на острове Рюген. Название этого острова связывается с легендарным островом Буяном из русских сказок. Таким образом, Рюрик-Ререг прибывает к нам с острова Руяна-Буяна не как варяжский захватчик, а как совершенно легитимный потомок древнего княжеского рода, последним представителем которого и был Гостомысл.

Варяги и викинги

На Руси в 9-11 веке варяги были наемниками князей, которые занимались торговлей на пути «из Варяг в Греки». Это дружинники, поступавшие в русскую и византийскую военную службу.

Лаврентьевская летопись подчеркивает, что варяг – это социальный статус – те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а другие норманы и англы, а иные готладцы. Т.е варяги в древнерусском государстве – это наемные воины и торговцы, объединенные клятвой. В исландских сагах варяги начинают упоминаться только в 11 веке. Варяги или варанги, как сообщает византийский хронист Иоан Скилица, находились на службе у императора.

Викинги же или норманы – это скандинавские пираты или разбойники, которые покинули родные места, чтобы добыть средства к существованию.

У варягов и викингов абсолютно разный род занятий. Викинги – это пираты, основной источник дохода которых грабежи, сидеть на месте они не любили и законы не соблюдали. В то время, как варяги, наоборот, были частью общества, наемные воины, что-то вроде сотрудников сегодняшних военных компаний.

Варяжским раньше называли и Балтийское море. Именно из него шел путь «из Варяг в Греки». Где были варяги, викинги не совались. Однако, именно варяги русы образовали господствующий слой древней Руси.

«Повесть временных лет» дает прямое указание, где жили в то время варяги – по южному берегу Варяжского моря, где и находились западные славяне венеды, бодричи, русы (руги), лютичи, поморяне и др. (Прусия), где до сих пор осталось множество славянских названий мест и поселений. Понятно, что близость других народов иногда рождала разноплеменные браки, как и, впоследствии, практиковалось в королевских кругах.

К слову о создании Рюриком государственности

Образование российского государства датировано 862 годом. Именно тогда по приглашению народов Восточной Европы Рюрик пришел на славянские земли, объединил все племена под своей властью и навеки вписал свое имя в историю российского государства.

«Повесть временных лет» говорит нам:

«В лѣто 6360, индикта 15, наченшю Михаилу цесарьствовати, нача ся прозывати Руская земля. О семъ бо увѣдахом, яко при сем цесари приходиша Русь на Цесарьград, якоже писашеть в лѣтописании грѣцком.»

«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград (Константинополь, Византия), как пишется об этом в летописании греческом.»

Напомним, что первое упоминание о русских встречается еще в начале 4 века, речь идет о русском князе посетившим императора Константина. Также есть множество западноевропейских и арабских свидетельств того, что русское государство (государство русов, русский каганат) существовал, как минимум с 3 века. В «Повесть временных лет» так же упоминается «Бусово время», как некий «золотой» период в истории русских земель, когда чтили законы предков и одного бога, были сильны и жили меж собой в правде и согласии.

Вывод:

Рюрик не основал государственность, ведь он был не первый русский «царь». Он упрочил положение государства, объединив славянский мир, выступил, как мудрый правитель. Да, он первый, кто обозначил границы и ввел единые законы.

Несостоятельность Норманской теории

Повесть временных лет

«Повесть временных лет» занимает в истории русского общественного самосознания и истории русской литературы особое место. Это не только древнейший, из дошедших до нас летописных сводов (повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории). Но и важнейший памятник историографии, в котором отразились представления древнерусских книжников начала XII в.

О месте русичей среди других славянских народов, представления о возникновении Руси, как государства, и происхождении правящей династии, в котором с необычайной ясностью освещены, как бы сказали сегодня, основные направления внешней и внутренней политики.

«Повесть временных лет» свидетельствует о высокоразвитом в то время национальном самосознании:

«Русская земля осмысляет себя, как могущественное государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами – Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией. Русь осмысливает себя, как православное государство, уже с первых лет своей христианской истории освященное особой божественной благодатью: оно по праву гордится своими святыми покровителями – князьями Борисом и Глебом, своими святынями – монастырями и храмами, своими духовными наставниками – богословами и проповедниками, известнейшим из которых, безусловно, являлся в XI в. митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии – Рюриковичей.»

Поэтому напоминания, что все князья – братья по крови,– постоянный мотив «Повести временных лет», ибо на практике Русь сотрясают междоусобицы и брат не раз поднимает руку на брата. Еще одна тема настойчиво обсуждается летописцем: половецкая опасность. Половецкие ханы – иногда союзники и сваты русских князей, чаще всего все же выступали, как предводители опустошительных набегов, они осаждали и сжигали города, истребляли жителей, уводили вереницы пленных.

«Повесть временных лет» вводит своих читателей в самую гущу этих актуальных для того времени политических, военных, идеологических проблем. Но, кроме того, по словам Д. С. Лихачева, «Повесть» являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси» (Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 169).

Можно с полным основанием рассматривать «Повесть временных лет», как памятник литературы, донесший до нас и записи устных исторических преданий, и монастырские рассказы о подвижниках, и представивший саму историю как повествование, рассчитанное на то, чтобы остаться не только в памяти читателей, но и в их сердце, побудить их к размышлениям и поступкам, направленным на благо государства и народа.

«Повесть временных лет» дошла до нас лишь в поздних списках, старшие из которых отдалены от времени ее создания на два с половиной – три столетия. Но сложность ее изучения не только в этом. Сама «Повесть временных лет» – лишь один из этапов истории отечественного летописания, истории, реконструкция которой представляет чрезвычайно сложную задачу.

Наиболее авторитетной по сей день остается гипотеза академика А. А. Шахматова, дополненная и уточненная его последователями (прежде всего – М. Д. Приселковым и Д. С. Лихачевым). Согласно их представлениям, «Повести временных лет» предшествовали другие летописные своды. А. А. Шахматов предполагал, что у истоков летописания находился Древнейший летописный свод конца 30-х гг. XI в., Д. С. Лихачев полагает, что первым этапом осмысления отечественной истории киевскими книжниками было создание «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси» (названия обоих памятников даны исследователями). В 70-х гг. XI в. создается летописный свод Никона, в 1093—1095 гг. – так называемый Начальный свод. В начале XII в. (в 1113 г.?) монах Киево-Печерского монастыря Нестор создает «Повесть временных лет», существенно переработав предшествующий ей Начальный свод.

Он предпослал рассказу об истории Руси обширное историко-географическое введение, изложив свои взгляды на происхождение славян (надо учесть, взгляды христианина на язычество!) и на место русичей среди других славянских народов. Он описал территорию Руси, быт и нравы населявших ее племен.

Помимо летописных источников Нестор использовал переводную византийскую хронику – Хронику Георгия Амартола, в которой излагалась всемирная история от сотворения мира и до середины X в. Нестор включил в «Повесть временных лет» тексты договоров Руси с Византией, добавил к содержавшимся уже в летописях его предшественников историческим преданиям новые: о сожжении Ольгой древлянского города Искоростеня, о победе юноши-кожемяки над печенежским богатырем, об осаде печенегами Белгорода. Нестор продолжил повествование Начального свода описанием событий конца XI – начала XII в.

Именно под его пером «Повесть временных лет» превратилась в стройное, подчиненное единой концепции и литературно совершенное произведение о первых веках русской истории.

Также, он пояснил летоисчисление (хотя у некоторых историков эта версия вызывает сомнение, потому, если посчитать летоисчесление от сотворения мира и славянское, то выходит разница в 50 лет):

«В лѣто 6360, индикта 15, наченшю Михаилу цесарьствовати, нача ся прозывати Руская земля. О семъ бо увѣдахом, яко при сем цесари приходиша Русь на Цесарьград, якоже писашеть в лѣтописании грѣцком Тѣмьже и отселѣ почнем и числа положим, яко от Адама до потопа лѣт 2242, а от потопа до Аврама лѣт 1082, от Аврама до исхожения Моисѣева лѣтъ 430; от исхожения Моисѣова до Давида лѣт 601, от Давида и от начала царства Соломоня до плѣнения Иеросалимова лѣт 448, от плѣнения до Александра лѣт 318, от Лександра до Христова рожества лѣт 333, от Христова рожьства до Костянтина лѣт 318, от Костянтина же до Михаила сего лѣт 542. От пѣрьваго лѣта Михаила сего до пѣрваго лѣта Олгова рускаго князя, лѣт 29, от пѣрваго лѣта Олгова, понелѣже сѣде в Киевѣ, до пѣрваго лѣта Игорева лѣто 31, от пѣрваго лѣта Игорева до пѣрваго лѣта Святославля лѣт 33, от пѣрваго лѣта Святославля до пѣрваго лѣта Ярополча лѣт 28, Ярополкъ княжи лѣт 8, Володимеръ княжи лѣт 37, Ярославъ княжи лѣт 40. Тѣмьже от смерти Святославля до смерти Ярославли лѣт 85, от смерти Ярославли до смерти Святополчи лѣт 60.»

«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Поэтому с этой поры начнем и числа положим: от Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1082 года, от Авраама до исхода Моисея 430 лет, от исхода Моисея до Давида 601 год, от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет, от пленения до Александра 318 лет, от Александра до рождества Христова 333 года, от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила этого 542 года. От первого года Михайлова до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, от первого года Игорева до первого года Святославова 33 года, от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; княжил Ярополк 8 лет, Владимир княжил 37 лет, Ярослав княжил 40 лет. Таким образом от смерти Святославовой до смерти Ярославовой 85 лет, от смерти Ярослава до смерти Святополка 60 лет.»

А. А. Шахматов считал, что текст Нестора до нас дошел не в своем первоначальном виде: в 1116 г. «Повесть временных лет» была переработана монахом Выдубицкого монастыря Сильвестром (переработке подверглась, по А. А. Шахматову, лишь заключительная часть «Повести»), Так возникла вторая редакция «Повести временных лет», известная нам по Лаврентьевской летописи 1377 г., Радзивилловской летописи и Московско-Академической летописи (обе XV в.), а также по восходящим к ним (точнее – к их протографам) более поздним летописным сводам. В 1118 г. создается еще одна – третья редакция «Повести». Она дошла до нас в составе Ипатьевской летописи, старший список которой датируется первой четвертью XV в.

Однако, изложенная выше концепция представляется недостаточно убедительной в той части, которая касается судьбы текста Нестора. Если принять точку зрения Шахматова на существование трех редакций «Повести» и реконструируемый им их состав, окажется трудным объяснить включение в текст второй редакции значительных фрагментов из третьей и, наряду с этим, сохранение явного дефекта – обрыва на середине текста статьи 1110 г., полностью читающейся в той же третьей редакции; требует объяснения и совпадение ряда исправных чтений Радзивиловской и Ипатьевской летописей при неверных или сокращенных чтениях в Лаврентьевской и т. д. Все эти проблемы требуют еще изучения, и этим в какой-то мере было подсказано решение положить в основу издания не Лаврентьевский, а именно Ипатьевский список «Повести временных лет».

Таким образом, текст издается по Ипатьевскому списку Ипатьевской летописи, хранящемуся в Библиотеке РАН (шифр 16.4.4). Описки и пропуски исправляются в основном по списку той же летописи – Хлебниковскому XVI в. (хранится в РНБ, шифр F.ІѴ.230), который, восходя с Ипатьевским к общему оригиналу, часто содержит более правильные чтения. В необходимых случаях для исправления привлекаются и списки, так называемой, второй редакции «Повести» – Лаврентьевский (РНБ, шифр F. п. № 2) и Радзивилловский (Библиотека РАН, шифр 34.5.30).

Несостоятельность Норманской теории

Заключение

Итак, на основании вышеизложенного, мы видим, что:

  1. Рюрик и Рёрик Юстлантский – это совершенно разные герои истории;
  2. Рюрик – не викинг, а варяг княжеского славянского рода;
  3. Варяги – не викинги и могли быть, как скандинавами, так и англами, шведами, норманами и готландцами; так или иначе, понятие «варяг» больше намекает на профессию воинского сословия или касты, а значит может относиться, как к народам близким по культуре и мировоззрению русам, так и далёким от них, но, тем не менее, имеющих какие-либо древние связи с ними по другим признакам (например, по гаплогруппе);
  4. Русь – не скандинавский народ, а западные славяне;
  5. Рюрик не принес государственность на русские земли, она уже существовала до него;
  6. Наряд – это не «порядок», а воинское служение по обеспечению порядка, которое и сейчас есть в армии, ежедневно военнослужащие заступают в наряд или на дежурство.

В данном контексте становится понятно:

«Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи (шведы), другие же норманны, англы, иные готы, так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет.»

– при отсутствии прямого наследника выбирается единственно верный, к тому же еще и варяг, т.е. дружинник, воин и торговец, выбирается одноплеменник одного языка и веры, который и приходит со своими братьями и дружиной, а то, что имена у братьев скандинавские (что тоже не факт, как и Олег, имеет иранское происхождение), так и сейчас у нас мало у кого русских чисто славянские имена, хотя тогда это могли быть не имена, а проозвища, как принято у варяг, по заслугам, впрочем, как и само имя Рюрик, означающее сокол…

Предыдущая запись:
Следующая запись:
Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Путешествие
Добавить комментарий