С детства нам знакомы такие богатыри, как Илья Муромец, Алёша Попович, Святогор, Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. Они были сильными и отважными. Однако не все знают о женщинах-богатыршах – поляницы, которые сражались наравне с мужчинами и побеждали их. Они брали оружие в руки и совершали подвиги. Но откуда они появились в фольклоре и были ли на самом деле русские амазонки-вылькирии?
Как поляницы богатырши появились в русских былинах?
В сказках поляницы не получают силу, как герои-мужчины, они богатырши от природы с физической силой. Но есть и другой тип героинь, например, Марья-искусница, которые могут быть волшебницами. Обычно они высокого происхождения, княжеские или царские дочери. Русские женщины наводили ужас на противников, особенно на половцев. Они выходили замуж, передавая часть своей силы мужу, и продолжали жить обычной жизнью. Эти героини былин и сказок не говорят о матриархате. На Руси женщина имела большие права и занимала значимое место. Были и женщины-правительницы, например, княгиня Ольга. Русские женщины не уступали мужчинам в силе и духе. Свободная женщина на Руси могла распоряжаться собой, поэтому некоторые из них становились воинами, или поляницами («поляница» происходит от слова «полякование», воин искал себе «поединщика» в поле и после победы выставлял головы противников на показ).
Наследницы Скифии
Как-то в древности греки захватили в плен амозонок, известных своей воинственностью. Но пути в Грецию амазонки уничтожили охрану и добрались до берега Азовского моря, где разделили территорию со скифами: амазонки на левом берегу Дона, скифы – на правом. Последние, конечно, были удивлены, но нашли общий язык с воинственным женским племенем... и от этого союза произошли савроматы.
Археологи находят женские захоронения с оружием, подтверждающие наличие женщин-воинов у скифов. Но есть преемственность от них до наших поляниц. Есть несколько версий их происхождения, связанных с тюркским влиянием и сарматским происхождением. Филолог Дмитрий Балашов считает, что поляницы – степные наездницы, которые после сражения с героем становились его жёнами. Однако славянское происхождение поляниц у некоторых ученых вызывает сомнения, поскольку яко бы русские герои с ними борются. У тюркских народов в Средневековье был обычай – поединок между женихом и невестой. Женщины-богатырши, аналог мифологических амазонок или скандинавских валькирий, не уступали богатырям в военном деле. Но поляницы – реальные персонажи легенд и былин, основанные на реальных событиях.
Во времена первых русских князей суд вершился на поединках, где прав был победитель. Женщины и старики могли нанимать бойца для защиты своей чести и прав. Это были поляницы, девушки-богатыри, которые сражались за плату или идею. Они зарабатывали на хлеб поединками, тренировались и вдохновляли воинов. Перед боем могли драться с соперниками, чтобы избежать позорного поражения у половцев. В случае победы поляницы бой мог прекратиться. Некоторые историки считают, что мотив противостояния с богатырями говорит о сарматском или скифском происхождении дев-воительниц, но и у русских они были. Мотив противостояния может свидетельствовать и о вечной войне полов. Традиции женщин-воительниц в Западной Европе исчезли, но на Руси они пережили века.
В наше время мы уже не называем женщин амазонками, но они справляются с повседневными трудностями не хуже мужчин. Есть много свидетельств, что русские женщины сражались наравне с мужчинами. Например, на острове Лангеланн в Дании нашли могилу женщины-воительницы. В 2019 году под Воронежем обнаружили групповое захоронение женщин-воинов с оружием и другими вещами, которые показывали их статус. В 2019 году археологи нашли 11 захоронений женщин-воинов, а за последние 10 лет – ещё 11.
Словами былин. Поляницы живы!
В 626 году славянское войско осадило Константинополь, и греки нашли тела убитых славянок-воительниц. В походах Святослава участвовали русские и болгарские женщины-воительницы. Летописи говорят о женщинах, защищавших осаждённые города от степняков, крестоносцев, литовцев и поляков. В 1380 году в Куликовской битве участвовали две женщины-воительницы: Дарья Ростовская и Феодора Пужбольская. Дарья Ростовская переоделась в мужскую одежду и уехала из города, чтобы защитить свою землю. Феодора Пужбольская приехала на битву со своим женихом Василием Дмитриевичем. Василий погиб, а она была ранена и умерла.
В России богатырское дело продолжили казачки – жёны и дочери Казаков. В 1641 году в сражениях с турками участвовали и казачки-наездницы, стрелявшие из лука. Их учили ездить на лошади и драться.
Уже более двух столетий казаки отмечают 4 декабря (21 ноября старого стиля) День матери-казачки. Праздник учредила Екатерина Великая в честь победы в битве за станицу Наурскую в 1774 году. Женщины сражались с ружьями и косами, перетаскивали пушки, лили смолу и даже кипящий суп на головы захватчиков. За отвагу Екатерина II наградила их медалями. В русских былинах поляницы описаны как могущественные воины, гордые и благородные женщины. Они были символом истинной русской женщины, способной сочетать домашние хлопоты с воинским делом.
В 1792 году казачка Прасковья Куркина переоделась в мужскую одежду, взяла оружие мужа и пошла на войну с поляками. За храбрость её повысили до урядника, хорунжего, а потом она стала сотником.
В 1826 году казачки помогли своим мужьям отбить нападение горцев. В XIX веке казачка Марьяна Горбатко защищала Агадумскую линию. В начале XX века отличилась оренбургская казачка Серафима Кудашева. Она участвовала в переходе верхом из Владивостока в Петербург, а после начала Первой мировой войны стала разведчицей. Дочь войскового старшины Наталья Комарова записалась добровольцем и совершала подвиги, за что её наградили Георгиевским крестом IV степени. Овдовевшая казачка Елена Чоба во время Первой мировой войны получила два Георгиевских креста.
Женщины-богатырши:
Настасья Микулишна
С такой женщиной шутки плохи, особенно для Алёши Поповича и Добрыни Никитича. Настасья была дочерью богатыря Микулы Селяниновича и обладала не меньшей силой. Добрыня Никитич решил испытать её, ударив палицей, но она не шелохнулась. Тогда он ударил сильнее, и она ответила: «Думала, комарики кусают, а это русские богатыри щёлкают!» Схватив Добрыню за волосы, она засунула его в мешок, но конь не смог везти двоих. Тогда Настасья сказала: «Если старый богатырь – голову срублю, если молодой – в плен возьму. Если понравишься – замуж выйду, если нет – сделаю блин из овсяной муки». Добрыне она понравилась, и он согласился жениться, если она выполнит условие: «Если ты возьмёшь меня в жёны, Добрыня, и сделаешь великий подвиг, я отпущу тебя».
Настасья Королевична
Настасья Королевична была женой богатыря Дуная Ивановича. Во время сватовства к Апраксье, её сестре, они встретились в Литве. Настасья попала в серебряное кольцо на голове Дуная, и он сделал ей предложение. В Киеве сыграли две свадьбы. Но Дунай Иванович недолго прожил с молодой женой. Однажды, когда он похвастался своей удалью, жена ответила, что она не хуже. Тогда Дунай предложил поединок с серебряным кольцом. Настасья Королевична попала, а Дунай промахнулся и убил её. Узнав о беременности жены, он вонзил в себя копьё. От его крови родилась река Дунай, от крови Настасьи Королевичны – река Непра.
Василиса Микулишна
Легенда повествует о Ставре Годиновиче и Василисе Микулишне, которые были сильнее воинов князя Владимира в стрельбе из лука и борьбе. Василиса была умной, сильной и скромной невестой, что сделало её желанной. Муж хвалился её достоинствами перед Владимиром, но князь не поверил и посадил Ставра в темницу. Василиса отрезала косы, надела мужскую одежду и представилась ордынским послом. В былине она разбила дубы из лука, обыграла князя в шахматы и вернула косы, сказав, что вытащила мужа из погреба. Василиса Микулишна – известная богатырша, побеждающая ловкостью, а не силой. В русских традициях она остаётся женщиной, в западнославянских может стать мужчиной с помощью колдовства.
Марья Моревна и Кощей порабощенный
В русском фольклоре есть истории о героине Марье Моревне, правительнице, воительнице и чародейке. В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» они полюбили друг друга и поженились. В других сказках богатырши могут победить богатырей, как в «Слепом и Безногом». В некоторых историях герой побеждает богатыршу честно или нечестно. В сказке «Марья Моревна» герой слабее неё, но они полюбили друг друга и поженились, а герой побеждает Кощея. В сказке «Марья Моревна» богатырша выходит замуж за того, кто равен ей по силе, что говорит о равноправии между мужчиной и женщиной.
Дочь Ильи Муромца и семейная трагедия
В былине «Илья Муромец и дочь его» фигурирует персонаж по имени Поляница. Она была жестокой и вызывала богатырей на бой. Поляница появилась на границе с двенадцатью богатырями, включая Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. Если бы ей не удалось победить, она грозилась уничтожить Киев. Поляница была очень сильна и умела обращаться с палицей. Богатыри отказались от боя, но Илья Муромец решил сразиться. Во время боя он узнал в Полянице свою дочь, которую родила вдова в одном из его походов. Илья Муромец обнял дочь и отпустил её. Но поляница восприняла брак как оскорбление и вернулась ночью, чтобы убить отца. Илья Муромец убил её, разрубив на две части. Одну он скормил волкам, а другую – воронам. В былине её подвиги восхвалялись из поколения в поколение.
Настасья Окульевна
В былине «Повесть о герое Михайло Потыке» рассказывается о том, как богатырь Михайло Потык столкнулся с вероломством своей супруги, которая оставила его и бежала к другому правителю. Вероятно, жена героя была волшебницей и замышляла против него недоброе. Но на помощь богатырю пришла Настасья Окульевна, сестра правителя. Она быстро прибыла в кузницу, взяла железные щипцы и оторвала от стены городские ворота. Затем она спасла героя. Вместе они смогли одолеть злодеев и стали править царством.
Богатырша Савишна
В былине об Илье Муромце и Тугарине есть персонаж – богатырша Савишна. Илья дважды избегал битвы с ней, но в третий раз они сошлись в бою. После проигрыша она сняла маску, открыв красоту. Илья решил взять её в жёны, но она предпочитала оружие и лошадей домашним делам. Однажды она переоделась в одежду мужа и спасла Киев от Тугарина Змея.
Златогорская
В былине «Илья Муромец и Сокольник» существует несколько вариаций развития событий. В одной из них Златыгорка произвела на свет сына Ильи Муромца, которого нарекли Сокольник. Он поставил себе цель отыскать отца и отомстить ему. В другой версии у Ильи Муромца появилась дочь, которая отправилась на поиски отца, чтобы покарать его за незаконное заключение брака матери. В третьем случае Златыгорка родила дочь, имя которой не было упомянуто, но мотив остался прежним – желание отомстить за незаконный брак матери
На Руси были не только мужчины-богатыри, но и женщины-богатыри. Современные женщины не только управляют станицами, водят корабли, летают в космос и побеждают на Олимпийских играх, но и служат в десантных войсках. Богатырям стоит быть осторожнее, чтобы не оказаться в седельной сумке Настасьи...